Это возраст активного развития физических
и познавательных способностей ребенка, общения со сверстниками. Игра остается
основным способом познания окружающего мира, хотя меняются ее формы и
содержание.
Ребенок 5 – 6 лет знает свое полное имя и
фамилию, возраст, домашний адрес и телефон, имя и отчество родителей и других
членов семьи. Может рассказать о своей семье, домашнем труде взрослых, заботе
их друг о друге, совместных делах дома. Проявляет заботу о близких, замечает
заботу о себе.
Развивается инициатива, наблюдательность,
умение планировать собственную деятельность, произвольность поведения.
Может регулировать поведение на основе
усвоенных норм и правил. Эмоционально переживает несоблюдение норм и правил.
Без контроля взрослого может выполнять трудовые обязанности. Поведение
становится более сдержанным. Дружно играет, сдерживает агрессивные реакции,
делится, помогает.
В этом возрасте ваш ребенок продолжает
активно познавать окружающий мир. Он не только задает много вопросов, но и сам
формулирует ответы. Его воображение задействовано почти 24 часа в сутки и
помогает ему не только развиваться, но и адаптироваться к миру, который для
него пока сложен и малообъясним.
Ребенок 5 - 6 лет желает показать себя
миру, часто привлекает к себе внимание, поскольку ему нужен свидетель его
самовыражения. Иногда для него негативное внимание важнее никакого, поэтому
ребенок может провоцировать взрослого на привлечение внимания «плохими»
поступками.
В 5-летнем возрасте характерны преходящие
навязчивые повторения "неприличных" слов, в 6-летнем - детей
одолевают тревога и сомнения в отношении своего будущего: "А вдруг я не
буду красивой?"
Ваш ребенок с трудом может соизмерять
собственные «хочу» с чужими потребностями и возможностями и поэтому все время
проверяет прочность выставленных взрослыми границ, с целью заполучить то,
что хочет.
В общении со сверстниками ребенок познает
правила взаимодействия с равными себе. Постепенно переходит от сюжетно-ролевых
игр к играм по правилам, в которых складывается механизм управления своим
поведением, проявляющийся затем и в других видах деятельности. В этом возрасте
ребенку еще нужен внешний контроль — со стороны его товарищей по игре. Дети
контролируют сначала друг друга, а потом — каждый самого себя.
Теперь ребенок стремится к большей
самостоятельности. Он хочет и может многое делать сам, но ему еще трудно долго
сосредоточиваться на том, что ему неинтересно.
Очень хочет походить на значимых для него
взрослых, поэтому любит играть во «взрослые дела».
В этом возрасте дети очень чувствительны к
отношениям в семье. Исключительным авторитетом у старших
дошкольников пользуется родитель того же пола. Ему во всем подражают, в том
числе привычкам, манере поведения и стилю взаимоотношений с родителем другого
пола. Подобным образом устанавливается модель будущих семейных взаимоотношений.
Начинает осознавать половые различия. По
этому поводу может задавать много «неудобных» для родителей вопросов. До 5 лет
мальчики могут торжественно заявлять матери о своем желании жениться на ней,
когда вырастут, а девочки - выйти за отца. С 5 до 8 лет "женятся" или
"выходят замуж" уже в основном за сверстников, воспроизводя таким
образом в игровой ситуации форму отношений взрослых.
Вам как родителям важно:
Ø С уважением относитесь к
его фантазиям и версиям, не заземляя его магического мышления. Различайте
«вранье», защитное фантазирование и просто игру воображения.
Ø Поддерживайте в ребенке
стремление к позитивному самовыражению, позволяя развиваться его талантам и
способностям, но не акцентируя и не эксплуатируя их. Предоставьте ребенку
возможности для разного творчества.
Ø Будьте внимательны к
желаниям ребенка, но и умейте сказать «Нет!», когда его желания вредны для него
самого или нарушают границы окружающих его людей. Помните, что не стоит ставить
ту границу, которую вы не в состоянии отстоять и выдержать.
Ø Обеспечьте ребенку
возможность общения со сверстниками, помогая ему только в случае эмоциональных
затруднений. Обсуждайте сложившуюся трудную ситуацию и вместе рассматривайте
варианты выхода из нее.
Ø Ребенку необходимо
общение с близкими, отдых всей семьей. Обсуждайте с ребенком совместные планы.
Ø Постепенно снижайте
контроль и опеку, позволяя ребенку ставить перед собой самые разные задачи и
решать их. Важно радоваться самостоятельным успехам ребенка, и поддерживать его
в случае проблем, совместно разбирая причины неудачи.
Ø Помните, что ваш ребенок
охотнее откликнется на просьбу о помощи, чем на ваши приказы. Обращаясь к нему
как к помощнику, вы больше развиваете в нем «взрослую» позицию
(ответственность, самостоятельность). Делая его подчиненным и обязанным
выполнять ваши требования, вы развиваете его инфантильность, пассивность.
Ø Не пугайтесь и не
увиливайте от «неудобных», но очень важных для ребенка вопросов. Отвечайте ясно
и максимально просто только на те вопросы, которые он задает, не
распространяясь и не усложняя. Объясните ему специфику разности полов на его
языке, в соответствии с его возрастом, в случае трудностей запаситесь детской
литературой на эту тему.
Ø На вопросы о смерти
отвечайте по возможности честно в соответствии с вашими представлениями.
Помните, что отсутствие информации по этой теме порождает у ребенка фантазии,
которые могут быть тревожнее и страшнее, чем реальность.
* Помогите ребенку справляться со страхами, не осуждая его и не призывая «не
бояться». Выслушайте ребенка, разделяя его беспокойства и тревоги. Поддержите
его в момент проживания страха, будьте рядом, когда это нужно пугливому
ребенку, но и постепенно предоставляйте ему возможность справляться самому с
чем-то менее страшным. В случае навязчивых страхов обращайтесь за помощью к
психологу.
Комментариев нет:
Отправить комментарий