Консультация для родителей
«Дошкольник и…. экономика»
«Нужно ли дошкольнику экономическое
воспитание?»
Нужно! Но как?
Обсуждая эту проблему, мы говорим лишь
о началах экономического воспитания, включающих в себя доступные детям знания и
некоторые экономически значимые качества личности, берущие свое начало в
детстве: бережливость, трудолюбие, экономность и др.
Многолетний опыт работы с детьми дошкольного
возраста показывает, что воспитывать бережливость, рачительность легче на
примере личного «достояния». «Мое» и «наше» - разные понятия не только по
содержанию, но и по внутреннему их восприятию. Можно привести массу примеров
разного отношения к «своему» и к «общему». Придя в детский сад со своей
игрушкой (дорогой для него вещью), ребенок в течении дня озабочен тем, чтобы не
потерять ее, чтобы никто не сломал и не испортил. Ребенок не жадный и дает игрушку поиграть другим детям
( ему ведь тоже дают!), но при этом он будет тщательно следить за ее
сохранностью. Однако по отношению к игрушкам и другим вещам детского сада (т.е.
тому, что принадлежит всем и лично ему в том числе) подобной озабоченности нет
и в помине! Правда , если воспитатель строгий, дети боятся наказания за
сломанную игрушку. И иногда это приводит к тому, что ребенок начинает сваливать
свою вину на других, лгать и пр. Но это уже нравственный аспект проступка,
требующий специального обсуждения.
Мы же только хотим подчеркнуть, что
дети по-разному относятся к личной и общественной собственности: личные потери
более болезненны. Не потому ли повседневная жизнь детского сада дает массу
примеров того, как дети безжалостно портят, ломают, выбрасывают игрушки и
предметы для труда, совершенно не испытывая при этом чувства вины или
беспокойства?
Нередко приходится слышать от
взрослых, в том числе и от педагогов: зачем ребенку беречь и экономить, не так
уж велики потери от того что он ломает игрушки, портит бумагу, краски,
фломастеры. Мол, вырастет, столкнется с денежными затратами, вот тогда и
перестанет портить вещи.
Это глубокое заблуждение. Дело не в
сломанной игрушке – из этих поступков постепенно складываются формы
привычные формы поведения ,
вырабатывается определенный стиль жизни, изменить который будет не просто.
Семья – это реальная экономическая
среда, в которой живет ребенок. Повседневный труд взрослых, заботы «о хлебе
насущном», достаток или, наоборот, бедность (нехватка денег, доходы и расходы).
Дети включены в эти реальные жизненные ситуации постоянно.
Детский сад – некая условная
ситуация, которая не дает полноценного опыта и практического «экономического
поведения» . Дети здесь тоже «покупают», «продают», «меняются», «работают», но
это лишь игра, которая закрепляет опыт, полученный в семье. Понятно, что только
объединение двух аспектов поведения детей – условного и реального может дать
хорошие результаты в области их экономического воспитания и развития.
Обратимся к опыту зарубежных стран. В
США, Германии, Японии, Англии экономическому воспитанию детей уделяется большое
внимание. Там разработаны специальные экономические программы, которые знакомят
детей с основами домашнего хозяйства и элементарными навыками ориентации в
экономической жизни общества.
Много внимания экономическому
воспитанию детей уделяется и в семье.
Например, в Германии детей уже с четырехлетнего возраста целенаправленно
знакомят с назначением денег и их разумной тратой. Родители дают детям ( в
зависимости от возраста и возможностей семьи) некоторую сумму - карманные деньги на определенный период
времени. Они приучают использовать их разумно, не тратить зря, объясняют, что
нужно осторожно относиться к рекламе, не доверять ей безоговорочно. Истоки
детской бережливости и расчетливости возникают в немецкой семье не сами по
себе. Немцы генетически знают, что способность распоряжаться деньгами –
необходимый жизненный навык, такой же, как умение переходить улицу, и его надо
приобрести до школы.
В Японии и США родители стараются приобщить
детей к работе на собственных предприятиях. Научная и популярная литература
заполнена материалами типа: «Если вы хотите иметь свое дело», «Как делать
деньги», «Как стать богатым». С нашей точки зрения, в таких публикациях не
всегда соблюдается чувство меры, настораживает содержащийся в них чрезмерно
настойчивый призыв «делать деньги». Моральная сторона проблемы при этом почти
не затрагивается: как зарабатывать, почему следует честно «делать бизнес» и др.
В этом плане большой интерес представляет опыт воспитания детей в Англии. С
детских лет в культ возводится такое качество, как трудолюбие, ребенку внушают
важность приобретения хорошей профессии, которая позволит в будущем создать
семью и обеспечить ее достаток.
Экономические знания нужны всем, и
дети дошкольного возраста не исключение. С проблемами экономики их сталкивает
современная жизнь. Уже в дошкольном детстве из привычной роли беззаботного потребителя ребенок
сначала становится сознательным
потребителем, а позднее – созидателем
предметов потребления. Но как познакомить детей с основами такой сложной
науки на доступном ему уровне?
В дошкольном возрасте можно дать
элементарные сведения из области экономики: научить их правильному отношению к
деньгам, способам их зарабатывания и
разумному использованию; с помощью игр, экономических задач, кроссвордов
– ввести ребят в сложный мир вещей,
предметов, человеческих взаимоотношений.
Необходимо дать знания о взаимосвязи
между экономическими и этическими категориями: бережливость , честность, экономность,
щедрость, достоинство. Разумно расходовать деньги, не покупать ненужных вещей,
не завидовать приобретениям сверстников.
Формирование экономического сознания
– дает знания о новых профессиях ( менеджер, бизнесмен, фермер, рекламодатель,
банкир, рекламный агент и т.д.) и умение рассказать о них. Обогащается детский
словарный запас, приобретаются такие качества, как чувство собственного
достоинства, умении честно соревноваться и не боятся проигрыша, стремление
доводить начатое дело до конца, возникает здоровый интерес к деньгам,
осознаются правила их честного зарабатывания.
Комментариев нет:
Отправить комментарий