"Дошкольник и экономика"


ДЕТСКИЙ  ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  СЛОВАРИК

АВАНС – деньги  (часть  заработной  платы),  которые  выплачивают  до  окончания  всей  работы.
АУКЦИОН – продажа   вещей   или   ценных   бумаг   по   правилам   конкурса:  покупает  тот,  кто  назначает  самую  высокую  цену.
БАНК – организация,  которая  имеет  право  принимать   деньги   на   хранение и  давать  деньги  в  долг.
БИРЖА – специальный  рынок,  на  котором  заключают  соглашения  (сделки)  о  покупке  и  продаже  товаров,  ценных  бумаг,  валюты.
БИЗНЕС – то,  что  является  источником  личного  обогащения.
БИЗНЕСМЕН – делец,  предприниматель.
ВАЛЮТА – деньги  других  стран.
ДОЛГ -  вещи,  ценные  бумаги  или  деньги,  взятые   с обещанием  вернуть  в определённый  срок.
ЗАРПЛАТА (заработная  плата) – деньги,  получаемые  за  работу.
ИМПОРТ – ввоз  в  страну  заграничных  товаров (товаров  из  других  стран).
КАССИР –  работник   магазина,  фирмы   или   банка,  который   принимает  и  выдаёт  деньги.
МЕНЕДЖЕР – наёмный,  профессиональный   управляющий   в  производстве  или  предприниматель  в  профессиональном  спорте,  искусстве.
ПРЕМИЯ – деньги,  получаемые  в  добавление  к  заработной  плате.
РЕКЛАМА – информация  (сообщение )  о  товарах,  которая   помогает    продавцу   найти  покупателя,  а  покупателю – сделать  нужную  ему  покупку.
РЕКЛАМА – оповещение  различными  способами.  Создание   широкой   известности,  с  целью  привлечения  потребителей
 РЕКЛАМОДАТЕЛЬ – составитель  реклам.
ТОВАР – то,  что  продаётся,  покупается  или  обменивается.
ЭКСПОРТ – вывоз  товаров  из  страны  за  границу    другие  страны).
ЭТИКА – наука  о  нравственности.
ЯРМАРКА – временный   рынок,  на   котором  в  определённые  дни   торгуют  самыми   разнообразными  товарами.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ  ДЕТСКИЕ  ГОВОРИЛКИ
БАНК – это  такое  рабочее  место,  где  хранят  деньги. В  банке  есть  красный   свет.  Он   говорит,  что  в  банк   заходить   нельзя.  А   когда   горит  зелёный – заходить  можно.
Дима
БАНК  - это   где   хранят   деньги,  которые   некуда   девать   людям   богатым,  и  поэтому  они  кладут  их  на  хранение  в  банк. 
Влад
БАНК – это  дом  для   денег,  это  большое  здание.  В банке   можно разменять    денежку  или  взять  взаймы.
Матвей
БАНК– это,  где  деньги  хранят. Банк  нужен  для  того, чтобы  воры  не  могли  ни  у  кого   деньги  забрать.
Игорь
РЕКЛАМА – это,  когда  рекламируют  всякие  товары:  мыло,  гели,  шампуни.
Нина
РЕКЛАМА    это,  когда   хвастаются   разными   предметами,   красками   для
волос,   шампунями,   про  йогурты,  жвачки,  памперсы      рекламируют.     Она  смешная,  весёлая,  яркая.
       Саша
РЕКЛАМА   это   где    рекламируют    разные    картинки,    игры,    шампуни.   Рекламу   можно   увидеть  по  телевизору,  услышать   по  радио.
Игорь
РЕКЛАМА  – это,  когда   идёт   кино,  а   потом   вставляют   рекламу.    Реклама  об  « Активиа » -  она   очень  вкусная  и  помогает   животу.  Реклама  очень короткая,   яркая,  красочная.  Каждый    раз   она     разная.  Когда   идёт   очень   интересное   кино,  я   не  люблю,  когда  вставляют  рекламу.
Дима
РЕКЛАМА   это,    когда     показывают   про   йогурт,   кефир,   молоко.   Мне
нравится    реклама    про  «  Данисимо  ».  Реклама    нужна   для   того,    чтобы  люди  покупали  лучшие  товары.
Лёня 
ТОВАР это  игрушки,  сладости,  поделки.  Это   то,  что  можно   купить.  То-
вар  имеет  цену.
Дима
ТОВАР    это   то,  что   продают   в   магазине.  Товар – это  игрушки,  мебель,
книги.
Саша
ТОВАР - это  то, что  продают  люди   в  магазинах. К  товару  относятся: одежда,  игрушки,  всякие  механические  приборы,  продукты.
Влад 
ЦЕНА – это  когда  покупатель  спрашивает,  сколько  стоит  товар.
Лёня
ЯРМАРКА  – это   праздник,   где   покупают   разные    сладости   и   игрушки,
которые   сделаны   своими    руками.  На   ярмарке   веселятся,   поют,  танцуют   и    показывают  кукольный  театр. Мне  понравилось  на  ярмарке,  как  я  покупал   клоуна  и  маски,  сделанные   из  солёного  теста.
Дима
ЯРМАРКА    это   праздник,  на    котором    все    веселятся   и   поют    песни.
Иногда    приезжает   театр. Театр   весёлый,  там   много   кукол.   Мне   больше  всего  на  ярмарке   понравилось,  как  я   покупала   костюм   для  кукол  и   разные  вкусности.
Саша
ЯРМАРКА – это,  где    продают   сладости,  игрушки.  Мне    понравилось    на
 ярмарке,  как  мы танцевали  кадриль  и  ходили  в гости  к  Хозяйке избы.
Костя
ЯРМАРКА  – это,  где  веселятся  и   продают   сладости.  И  там   всегда   поют 
и  играют.  На  ярмарке  очень  весело.  Я   купил   леденцы  и   игрушку   пингвинчика.   Мне   на     ярмарке   очень    понравилось,   потому   что   там    было  очень  весело  и  интересно.
Влад
ЯРМАРКА   это   такой   праздник,  где    можно   купить   сладости,   посмотреть    кукольный   спектакль.  Люди   одеты   в    народные    костюмы.   Можно  купить  игрушки   и  поиграть  в  разные  игры.  Ярмарка  очень  весёлая,  смешная  и  радостная.  Мне  понравился   на  ярмарке   кукольный   театр   и  разные  игры.
Аня
ЯРМАРКА  – это,  где   покупают   игрушки,  потехи   всякие    бывают.    Игры  разные    проводят.   Показывают   кукольный   театр. Ярмарка   весёлая,  красивая,  нарядная. Дети  одеваются  как  в  старину:  мальчики   надевают  рубашки  с  поясами  и  штаны – шаровары.  Девочки  одеты  в   красивые  сарафаны, а  на   голову   кокошники,  разукрашенные  бусами,  всякими  изумрудами.  Мне понравилось  играть  на   ярмарке, театр  смотреть  и  покупать   игрушки.   Вообще  мне  на  ярмарке  понравилось  всё.
Игорь
Дидактические игры с экономическим содержанием
по блоку «Труд – продукт».
«Кто что делает?»
( старшая  группа)
Цель: расширить знания детей о профессиях и трудовых действиях.
Задачи:
-       познакомить детей с профессиями и трудовыми действиями;
-       формировать представление о содержании деятельности людей некоторых профессий;
-       воспитывать интерес к новым профессиям, уважение к труду взрослых.
Материал: карточки с изображением профессий (продавец, повар, кассир, художник, банкир) и трудового действия (взвешивает товар, готовит еду, рисует, беседует, отсчитывает деньги, показывает рекламные образцы и др.).
Содержание:
Ребёнок, взяв карточку, называет  профессию. Находит  соответствующую  карточку с изображением трудовых действий и рассказывает о них.
Вариант. Дети подбирают инструменты (картинки), которые необходимы для работы людей тех профессий, которые изображены на сюжетных картинках.

«Кто трудится, кто играет»
(старшая группа)
Цель: познакомить детей с экономическими понятиями «трудовой», «нетрудовой».
Задачи:
-       развивать грамматически правильную речь;
-       формировать представления детей о различии трудовой и игровой деятельности (трудовой – нетрудовой);
-       воспитывать уважение к трудовой и игровой деятельности.
Материал: набор карточек с изображением трудовых и игровых процессов.
Содержание:
У каждого ребёнка – набор парных карточек (трудовая – игровая деятельность). Ребёнок описывает изображения, называет процессы (мальчик чистит ботинок, девочка стирает кукольное бельё, дети танцуют, играют и т.д.), устанавливают отличия (наличие результата труда или его отсутствие).

«Маршруты товаров»
(старшая группа)
Цель: расширить экономические  представления о товарах.
Задачи:
- развить у детей умение различать товары по их принадлежности к определённой группе (бытовая техника, промышленные товары, мебель, сельхозпродукты и др.)
- формировать у детей представление о классификации товаров;
- воспитывать бережное отношение ко всему, что даётся детям для игры.
Материал: картинки с изображением товаров или реальные предметы и игрушки, таблички с названием магазинов: «Одежда», «Мебель», «Бытовая техника», «Сельхозпродукты » и т.д.
Содержание:
Каждый ребёнок выбирает карточку – картинку, называет, что на ней нарисовано, и определяет в какой магазин можно увести этот товар. Выигрывает тот, кто правильно подберёт карточки к табличкам с названием магазина.

«Товарный поезд»
(подготовительная группа)
Цель: познакомить детей с экономическими понятиями «продукт» и «продукция».
Задачи:
-       закрепить знания детей о месте изготовления товара;
-       учить классифицировать товар по месту производства;
-       воспитывать бережное отношение к результатам труда людей.
Материал: карточки с изображением товара, плоскостное изображение товарного поезда с вагонами.
Содержание:
Дети раскладывают товар по вагончикам так, чтобы в каждом оказался товар, одинаковый по месту производства.
Например: мясопродукты – продукция мясокомбината, молочные продукты – продукция молокозавода и т. д.
«Магазин игрушек»
(сюжетно – дидактическая игра)
(старшая группа)
Цель: дать детям возможность практически осуществить процесс купли – продажи.
Задачи:
-       - развить умение «видеть» товар: материал, место производства, цену (стоимость);
-       - учить осуществлять процесс купли – продажи;
-       - воспитывать начала разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами.
Материал: разные игрушки, ценники, товарные знаки, игровые деньги.
Содержание:
Прежде, чем купить понравившуюся игрушку, ребёнок называет материал, из которого она сделана (дерево, металл, пластмасса, ткань, бумага и т. д.), место производства (где и кто сделал). Далее определяется цена игрушки. Ребёнок отсчитывает определённую сумму денег и покупает игрушку. По мере того, как игрушки раскупаются, продавец добавляет новые.

«Что быстрее  купят»
(подготовительная  группа)
Цель: познакомить детей с экономическими понятиями «дороже» и «дешевле».
Задачи:
-       развивать умение устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой (стоимостью) и спросом на него;
-       учить детей правильно воспринимать товар;
-       воспитывать эстетическое чувство у детей при выборе товаров.
Материал: карточки с изображением качественных и некачественных товаров (платье для куклы, на одном из них не хватает нескольких пуговиц; машины – игрушки, на одной из них фары разного цвета; ботинки, на одном нет шнурка ).
Содержание:
Ребёнку предлагается пара карточек с изображением одинаковых товаров. Из двух предложенных вещей ребёнок выбирает ту, которую купят быстрее, и объясняет причину своего выбора.

«Хлебозавод» (сюжетно – дидактическая игра)
(подготовительная группа)
Цель: познакомить детей с содержанием работы менеджера.
Задачи:
-       закрепить знания о разных профессиях экономической направленности, учить реализовать полученные знания о работе менеджера;
-       сформировать у детей осознанное отношение к труду, формировать экономическое мышление;
-       воспитывать интерес к профессии менеджера, уважительное отношение к людям данной профессии.
Материал: пластилин, доски, стеки, лотки, игрушечные машины, вывески.
Содержание:
Давайте представим, что мы работаем на хлебозаводе. Сейчас распределимся по разным бригадам, и я каждой бригаде дам своё задание, т.е. скажу, что будет делать та или иная бригада.
Первая бригада  будет « работать в цехе », где замешивают тесто для хлеба (детям  даётся  пластилин, который они должны размять).
После того, как тесто готово, оно поступает в формовочный цех, в котором из теста формуют хлеб.  Эту работу выполняет вторая бригада. Дети лепят: батоны (овалы), буханки (кирпичики), булочки (катают шарики  и расплющивают их), бублики (катают колбаски, соединяют концы). Формовой хлеб выкладывают на лотки и передают в следующий цех, где стоят печи для выпекания хлебно–булочных  изделий.
Третья бригада отвечает за качество выпечки: следит за t , чтобы не подгорел хлеб. Когда хлеб готов, его отправляют в цех транспортировки.
Там четвёртая бригада грузит лотки в машину, и отправляют по магазинам.
В конце сюжетно – дидактической игры воспитатель выясняет, что делала каждая бригада во время игры, как можно назвать её профессию в игре (руководила, управляла  процессом работы рабочих хлебозавода).
Далее предложить детям вспомнить пословицы и поговорки о труде.

Дидактические игры с экономическим  содержанием
по блоку «Деньги, цена (стоимость)».
«Путешествие рубля»
( подготовительная  группа)
Цель: дать представление о разнообразии денежных знаков в разных странах.
Задачи:
- познакомить детей с валютой – деньгами других стран (франк, марка);
- совершенствовать счёт, действия сложения, вычитания, развивать самостоятельность мышления, речь.
- воспитывать уважение к людям, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги.
Материал: модели монет (рубль, франк, марка ), настоящие деньги, книга - ширма « Путешествие   рубля », персонажи сказок ( фигурки из картона).
Содержание:
1.     Гном Эконом показывает детям изготовленную из картона объёмную монету достоинством в 1 рубль и рассказывает историю. «Жил – был Рубль. И вот однажды он отправился в путешествие. Он хотел узнать, есть ли на Земле другие страны. Путешествие было очень интересным и трудным. Но у Рубля во время путешествия появилось много новых друзей монет».
2.     Открывается первая страница книги – ширмы, на которой  изображены герой сказки Перро «Красная шапочка».
-       Как вы думаете, в какой мы стране? Как вы об этом узнали?
-       Из какой сказки эти герои? Кто автор сказки?
Рубль сообщает детям, они попали в страну, которая называется Францией. Обращает внимание на кусочек карты в углу страницы, на изображение флага, называет столицу (главный город) Франции – это Париж. Рубль знакомит детей с своим другом Франком. Так называются деньги во Франции. Дети рассматривают монету. Один франк прикрепляется около флага Франции.
Гном Эконом предлагает решить проблемную ситуацию, «Какая монета нужна для покупки?»
Рубль и Франк приглашают в гости к Красной Шапочке. Монеты решили купить торт и отправились в магазин.
-       Какая монета будет оплачивать покупки? Почему?
Решив задачу, дети из предложенных монет выбирают нужные, отсчитывают необходимую сумму и покупают торт.
3.     Ребята вместе с Рублём и гномом Экономом открывают вторую странницу, на которой изображены герои сказки братьев Гримм «Бременские музыканты».
-       Кто это? Из какой сказки?
-       Как вы думаете, в какой мы стране?
Рубль знакомит детей с Маркой. Так называются деньги в Германии. Ребята рассматривают марку и прикрепляют одну марку около флага страны на карте – схеме.
Перед детьми рисунок, на котором изображена развилка 3 дорог. У каждого ребёнка монеты разных стран. Дети определяют, какая дорожка приведёт монеты в страну, где они живут:
КШ
БМ
СА
БИ
Красная шапочка
Бременские музыканты
Сестрица Алёнушка и братец Иванушка
Герои сказок подсказывают, на какую дорожку должна свернуть монета.
4.                 Гном Эконом сообщает, что в каждой стране есть свой денежный знак. Во Франции – франк, в Германии – марка, в США – доллар, в России - рубль. Деньги, какой – либо страны называются валютой.
Книга «Путешествие рубля» закрывается. Встретимся с ней в следующий раз.
«Домик – копилка»
(подготовительная  группа)
Цель: расширить представления детей о доходах и расходах подвести к пониманию сущности понятия сбережения (накопления).
Задачи:
-       расширить представления детей о рациональном использовании денег;
-       развить умение экономить;
-                   сформировать у детей представление о рациональности выбора материала, сформировать понимание источников денежных накоплений;
-                   воспитывать начала разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами.
Материал: домик – копилка, сказка «Три поросёнка».
Содержание:
Воспитатель обращает внимание детей на необычный домик. Этот домик называют домиком – копилкой.
-       Кто в нём живёт? ( Деньги)
Да, живут в нём рубли и монетки. Когда денежка входит в домик – доход
(«в дом ход »), а когда уходит – расход («раз и вышел»).
Воспитатель читает отрывок  из сказки К.И.Чуковского.
А бывает ещё накопление
Без него проживёшь – нет сомнения.
Но какой же ты будешь бедняк,
Если сносишь  последний башмак,
Чтобы лучше и легче жилось,
Чтоб спокойно и сладко спалось,
Поработаем дружно сейчас,
Создадим кое – что про запас.
-       Для чего нужны копилки?
-       Зачем люди копят деньги, делают запас?
Ребята, взяв домик – копилку, вместе с воспитателем отправляются в путешествие по сказке «Три  поросёнка».

Ситуация № 1.
Цель: сформировать у детей представление о рациональности  выбора материала.
Жили – были три брата, три поросёнка, и звали их: Ниф- Ниф, Нуф – Нуф  и  Наф –Наф.  Заспорили  как – то   поросята:  из   какого   материала   можно  построить  самый  прочный  дом. 
Ниф – Ниф  предлагает  строить  дом  из соломы, т. к. солома  дешёвый  строительный  материал.
Нуф – Нуф  считает,  что  дом  можно  построить  из  прутьев,  прутья  чуть  дороже  соломы,  но  прочнее.
Наф – Наф  считает  строить  дом   надо   из   кирпича,  это  самый   прочный  строительный  материал.
·        О  чём  спорят  поросята?
·        Какие  материалы  ( ресурсы )  предлагает  использовать   для   строительства   дома   каждый   из   поросят:  солому,  прутья,  камень,  кирпич,  дерево?
·        Из  какого  строительного  материала  можно  построить  самый  прочный  дом?
·        Как  менялся  бы  выбор  материала,  если  бы  поросята  жили  на  севере, на  юге?
·        Как  можно  назвать  слово  « материал »  по – другому?
Ситуация    2.
Цель: расширить представления  детей  о рациональном  использовании  денег.
Долго  спорили  3  поросёнка  и  наконец  решили   построить   большой   каменный  дом.  Взяли  они  свои  сбережения   и   пошли  в  магазин  « Строительные материалы »  и  купили  всё  необходимое  для  строительства:  кирпич,  доски, цемент,  гвозди  и  разные  инструменты.  Потратили   поросята   все   деньги,
 но  были  очень  довольны.
·        Как  можно  назвать  израсходованные  поросятами  деньги?
·        Израсходованные  деньги – это  доход?  Расход?  Прибыль?
·        Что  такое  расход?
·        Почему  поросята  остались довольны, ведь  они  потратили  все  деньги?
·        Какое  слово  запишем  в  экономический  словарик?
Ситуация    3.
Цель: сформировать понимание  источников   денежных   накоплений; развить
           умение  экономить.
Пришёл  однажды  волк  к  поросятам  в гости. Угостили  его  поросята  тор-том,  напоили  чаем  с  вареньем.  Волк  был  очень  доволен  и  благодарил   поросят.  Он  собрался  уходить,  но  вдруг   его   внимание   привлекла   красивая шкатулка.  Волк  не  удержался  и  заглянул   в  неё,  а  в   шкатулке  -  большое количество  монет  разного  достоинства.
- Откуда  у  вас  столько  денег? – удивлённо  спрашивает  волк.
- Мы  очень  внимательно  ведём  учёт  семейных   доходов  и  расходов.   Стараемся,  чтобы   расходы  не  превышали   доходов,  а  оставшиеся  деньги  откладываем   в  эту  копилку. – с  гордостью  сообщили  поросята.
·                     Как  называются  деньги, которые   поросята   откладывали  в  копил-ку?
·                     Как  называются  оставшиеся  деньги  поросят: заработная  плата, накопление,  подарок,  сбережение?
·                     Что  такое  денежное   накопление  ( сбережение )?  Когда  оно  появляется?
·                     Какое  слово  запишем  в  экономический  словарик?

Комментариев нет:

Отправить комментарий