ДЕТСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СЛОВАРИК
АВАНС –
деньги (часть заработной
платы), которые выплачивают
до окончания всей
работы.
АУКЦИОН –
продажа вещей или
ценных бумаг по
правилам конкурса: покупает
тот, кто назначает
самую высокую цену.
БАНК – организация, которая
имеет право принимать
деньги на хранение и
давать деньги в
долг.
БИРЖА –
специальный рынок, на
котором заключают соглашения
(сделки) о покупке
и продаже товаров,
ценных бумаг, валюты.
БИЗНЕС – то, что
является источником личного
обогащения.
БИЗНЕСМЕН –
делец, предприниматель.
ВАЛЮТА –
деньги других стран.
ДОЛГ - вещи,
ценные бумаги или
деньги, взятые с обещанием
вернуть в определённый срок.
ЗАРПЛАТА (заработная плата) – деньги, получаемые
за работу.
ИМПОРТ –
ввоз в
страну заграничных товаров (товаров из
других стран).
КАССИР – работник
магазина, фирмы или
банка, который принимает
и выдаёт деньги.
МЕНЕДЖЕР –
наёмный, профессиональный управляющий
в производстве или
предприниматель в профессиональном спорте,
искусстве.
ПРЕМИЯ –
деньги, получаемые в
добавление к заработной
плате.
РЕКЛАМА –
информация (сообщение ) о
товарах, которая помогает
продавцу найти покупателя,
а покупателю – сделать нужную
ему покупку.
РЕКЛАМА –
оповещение различными способами.
Создание широкой известности,
с целью привлечения
потребителей
РЕКЛАМОДАТЕЛЬ – составитель реклам.
ТОВАР – то, что
продаётся, покупается или
обменивается.
ЭКСПОРТ –
вывоз товаров из
страны за границу
(в другие страны).
ЭТИКА –
наука о
нравственности.
ЯРМАРКА – временный рынок,
на котором в
определённые дни торгуют
самыми разнообразными товарами.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДЕТСКИЕ ГОВОРИЛКИ
БАНК –
это такое рабочее
место, где хранят
деньги. В банке есть
красный свет. Он
говорит, что в
банк заходить нельзя.
А когда горит
зелёный – заходить можно.
Дима
БАНК - это
где хранят деньги,
которые некуда девать
людям богатым, и
поэтому они кладут
их на хранение
в банк.
Влад
БАНК –
это дом
для денег, это
большое здание. В банке
можно разменять денежку или
взять взаймы.
Матвей
БАНК–
это, где
деньги хранят. Банк нужен
для того, чтобы воры
не могли ни
у кого деньги
забрать.
Игорь
РЕКЛАМА – это,
когда рекламируют всякие
товары: мыло, гели,
шампуни.
Нина
РЕКЛАМА – это,
когда хвастаются разными
предметами, красками для
волос, шампунями,
про йогурты, жвачки,
памперсы рекламируют. Она
смешная, весёлая, яркая.
Саша
РЕКЛАМА – это где рекламируют разные
картинки, игры, шампуни.
Рекламу можно
увидеть по телевизору,
услышать по радио.
Игорь
РЕКЛАМА – это, когда
идёт кино, а
потом вставляют рекламу.
Реклама об « Активиа » -
она очень вкусная
и помогает животу.
Реклама очень короткая, яркая,
красочная. Каждый раз
она разная. Когда
идёт очень интересное
кино, я не
люблю, когда вставляют
рекламу.
Дима
РЕКЛАМА – это,
когда показывают про
йогурт, кефир, молоко.
Мне
нравится реклама про
« Данисимо ».
Реклама нужна для
того, чтобы люди
покупали лучшие товары.
Лёня
ТОВАР – это
игрушки, сладости, поделки.
Это то, что
можно купить. То-
вар
имеет цену.
Дима
ТОВАР – это
то, что продают
в магазине. Товар – это
игрушки, мебель,
книги.
Саша
ТОВАР -
это то, что продают
люди в магазинах. К
товару относятся: одежда,
игрушки, всякие механические
приборы, продукты.
Влад
ЦЕНА –
это когда покупатель
спрашивает, сколько стоит
товар.
Лёня
ЯРМАРКА – это
праздник, где покупают
разные сладости и
игрушки,
которые сделаны
своими руками. На
ярмарке веселятся, поют,
танцуют и показывают
кукольный театр. Мне понравилось
на ярмарке, как
я покупал клоуна
и маски, сделанные
из солёного теста.
Дима
ЯРМАРКА –
это праздник, на
котором все веселятся
и поют песни.
Иногда приезжает
театр. Театр весёлый, там
много кукол. Мне
больше всего на
ярмарке понравилось, как
я покупала костюм
для кукол и
разные вкусности.
Саша
ЯРМАРКА –
это, где продают
сладости, игрушки. Мне
понравилось на
ярмарке, как мы
танцевали кадриль и
ходили в гости к
Хозяйке избы.
Костя
ЯРМАРКА – это,
где веселятся и
продают сладости. И
там всегда поют
и
играют. На ярмарке
очень весело. Я
купил леденцы и
игрушку пингвинчика. Мне
на ярмарке очень
понравилось, потому что
там было очень
весело и интересно.
Влад
ЯРМАРКА – это
такой праздник, где
можно купить сладости,
посмотреть кукольный спектакль.
Люди одеты в
народные костюмы. Можно
купить игрушки и
поиграть в разные
игры. Ярмарка очень
весёлая, смешная и
радостная. Мне понравился
на ярмарке кукольный
театр и разные
игры.
Аня
ЯРМАРКА – это, где
покупают игрушки, потехи
всякие бывают. Игры
разные проводят. Показывают
кукольный театр. Ярмарка весёлая,
красивая, нарядная. Дети одеваются
как в старину:
мальчики надевают рубашки
с поясами и штаны
– шаровары. Девочки одеты
в красивые сарафаны, а
на голову кокошники,
разукрашенные бусами, всякими
изумрудами. Мне понравилось играть
на ярмарке, театр смотреть
и покупать игрушки.
Вообще мне на
ярмарке понравилось всё.
Игорь
Дидактические игры с экономическим содержанием
по блоку «Труд – продукт».
«Кто что делает?»
( старшая группа)
Цель: расширить
знания детей о профессиях и трудовых действиях.
Задачи:
- познакомить детей с профессиями и
трудовыми действиями;
- формировать представление о
содержании деятельности людей некоторых профессий;
- воспитывать интерес к новым
профессиям, уважение к труду взрослых.
Материал: карточки
с изображением профессий (продавец, повар, кассир, художник, банкир) и
трудового действия (взвешивает товар, готовит еду, рисует, беседует,
отсчитывает деньги, показывает рекламные образцы и др.).
Содержание:
Ребёнок, взяв карточку, называет профессию. Находит соответствующую карточку с изображением трудовых действий и
рассказывает о них.
Вариант. Дети
подбирают инструменты (картинки), которые необходимы для работы людей тех
профессий, которые изображены на сюжетных картинках.
«Кто трудится, кто играет»
(старшая группа)
Цель: познакомить
детей с экономическими понятиями «трудовой»,
«нетрудовой».
Задачи:
- развивать грамматически правильную речь;
- формировать представления детей о
различии трудовой и игровой деятельности (трудовой – нетрудовой);
- воспитывать уважение к трудовой и
игровой деятельности.
Материал: набор
карточек с изображением трудовых и игровых процессов.
Содержание:
У каждого ребёнка – набор парных
карточек (трудовая – игровая деятельность). Ребёнок описывает изображения,
называет процессы (мальчик чистит ботинок, девочка стирает кукольное бельё,
дети танцуют, играют и т.д.), устанавливают отличия (наличие результата труда
или его отсутствие).
«Маршруты товаров»
(старшая группа)
Цель: расширить
экономические представления о товарах.
Задачи:
- развить у детей умение различать
товары по их принадлежности к определённой группе (бытовая техника,
промышленные товары, мебель, сельхозпродукты и др.)
- формировать у детей представление о
классификации товаров;
- воспитывать бережное отношение ко
всему, что даётся детям для игры.
Материал: картинки
с изображением товаров или реальные предметы и игрушки, таблички с названием магазинов:
«Одежда», «Мебель», «Бытовая техника», «Сельхозпродукты » и т.д.
Содержание:
Каждый ребёнок выбирает карточку –
картинку, называет, что на ней нарисовано, и определяет в какой магазин можно
увести этот товар. Выигрывает тот, кто правильно подберёт карточки к табличкам
с названием магазина.
«Товарный поезд»
(подготовительная группа)
Цель: познакомить
детей с экономическими понятиями «продукт»
и «продукция».
Задачи:
- закрепить знания детей о месте изготовления
товара;
- учить классифицировать товар по месту
производства;
- воспитывать бережное отношение к
результатам труда людей.
Материал: карточки
с изображением товара, плоскостное изображение товарного поезда с вагонами.
Содержание:
Дети раскладывают товар
по вагончикам так, чтобы в каждом оказался товар, одинаковый по месту
производства.
Например: мясопродукты –
продукция мясокомбината, молочные продукты – продукция молокозавода и т. д.
«Магазин игрушек»
(сюжетно –
дидактическая игра)
(старшая группа)
Цель: дать детям возможность практически осуществить процесс купли – продажи.
Задачи:
- - развить умение «видеть» товар:
материал, место производства, цену (стоимость);
- - учить осуществлять процесс купли –
продажи;
- - воспитывать начала разумного
поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами.
Материал:
разные игрушки, ценники, товарные знаки, игровые деньги.
Содержание:
Прежде, чем купить
понравившуюся игрушку, ребёнок называет материал, из которого она сделана
(дерево, металл, пластмасса, ткань, бумага и т. д.), место производства (где и
кто сделал). Далее определяется цена игрушки. Ребёнок отсчитывает определённую
сумму денег и покупает игрушку. По мере того, как игрушки раскупаются, продавец
добавляет новые.
«Что быстрее купят»
(подготовительная группа)
Цель:
познакомить детей с экономическими понятиями «дороже» и «дешевле».
Задачи:
- развивать умение устанавливать
зависимость между качеством товара, его ценой (стоимостью) и спросом на него;
- учить детей правильно воспринимать товар;
- воспитывать эстетическое чувство у
детей при выборе товаров.
Материал: карточки
с изображением качественных и некачественных товаров (платье для куклы, на
одном из них не хватает нескольких пуговиц; машины – игрушки, на одной из них
фары разного цвета; ботинки, на одном нет шнурка ).
Содержание:
Ребёнку предлагается пара карточек с
изображением одинаковых товаров. Из двух предложенных вещей ребёнок выбирает
ту, которую купят быстрее, и объясняет причину своего выбора.
«Хлебозавод» (сюжетно – дидактическая
игра)
(подготовительная группа)
Цель: познакомить
детей с содержанием работы менеджера.
Задачи:
- закрепить знания о разных профессиях
экономической направленности, учить реализовать полученные знания о работе
менеджера;
- сформировать у детей осознанное
отношение к труду, формировать экономическое мышление;
- воспитывать интерес к профессии
менеджера, уважительное отношение к людям данной профессии.
Материал: пластилин,
доски, стеки, лотки, игрушечные машины, вывески.
Содержание:
Давайте представим, что
мы работаем на хлебозаводе. Сейчас распределимся по разным бригадам, и я каждой
бригаде дам своё задание, т.е. скажу, что будет делать та или иная бригада.
Первая бригада будет « работать в цехе », где замешивают
тесто для хлеба (детям даётся
пластилин, который они должны размять).
После того, как тесто готово,
оно поступает в формовочный цех, в котором из теста формуют хлеб. Эту работу выполняет вторая бригада. Дети лепят:
батоны (овалы), буханки (кирпичики), булочки
(катают шарики и расплющивают их), бублики (катают колбаски, соединяют
концы). Формовой хлеб выкладывают на лотки и передают в следующий цех, где стоят
печи для выпекания хлебно–булочных
изделий.
Третья бригада отвечает за
качество
выпечки: следит за t , чтобы не подгорел хлеб. Когда хлеб готов, его отправляют в
цех транспортировки.
Там четвёртая бригада грузит
лотки в машину, и отправляют по магазинам.
В конце сюжетно – дидактической
игры воспитатель выясняет, что делала каждая бригада во время игры, как можно
назвать её профессию в игре (руководила, управляла процессом работы рабочих хлебозавода).
Далее предложить детям
вспомнить пословицы и поговорки о труде.
Дидактические игры с экономическим
содержанием
по блоку «Деньги, цена (стоимость)».
«Путешествие рубля»
( подготовительная группа)
Цель: дать
представление о разнообразии денежных знаков в разных странах.
Задачи:
- познакомить детей с валютой –
деньгами других стран (франк, марка);
- совершенствовать счёт, действия сложения,
вычитания, развивать самостоятельность мышления, речь.
- воспитывать уважение к людям,
умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги.
Материал: модели
монет (рубль, франк, марка ), настоящие деньги, книга - ширма «
Путешествие рубля », персонажи сказок (
фигурки из картона).
Содержание:
1. Гном Эконом показывает детям
изготовленную из картона объёмную монету достоинством в 1 рубль и рассказывает историю.
«Жил – был Рубль. И вот однажды он
отправился в путешествие. Он хотел узнать, есть ли на Земле другие страны.
Путешествие было очень интересным и трудным. Но у Рубля во время путешествия
появилось много новых друзей монет».
2. Открывается первая страница книги –
ширмы, на которой изображены герой
сказки Перро «Красная шапочка».
- Как вы думаете, в какой мы стране?
Как вы об этом узнали?
- Из какой сказки эти герои? Кто автор сказки?
Рубль сообщает детям, они
попали в страну, которая называется Францией. Обращает внимание на кусочек
карты в углу страницы, на изображение флага, называет столицу (главный город)
Франции – это Париж. Рубль знакомит детей с своим другом Франком. Так называются деньги во Франции. Дети рассматривают
монету. Один франк прикрепляется около флага Франции.
Гном Эконом предлагает
решить проблемную ситуацию, «Какая монета нужна для покупки?»
Рубль и Франк приглашают
в гости к Красной Шапочке. Монеты решили купить торт и отправились в магазин.
- Какая монета будет оплачивать
покупки? Почему?
Решив задачу, дети из
предложенных монет выбирают нужные, отсчитывают необходимую сумму и покупают торт.
3. Ребята вместе с Рублём и гномом
Экономом открывают вторую странницу, на которой изображены герои сказки братьев
Гримм «Бременские музыканты».
- Кто это? Из какой сказки?
- Как вы думаете, в какой мы стране?
Рубль знакомит детей с Маркой. Так называются деньги в
Германии. Ребята рассматривают марку и прикрепляют одну марку около флага
страны на карте – схеме.
Перед детьми рисунок, на котором изображена
развилка 3 дорог. У каждого ребёнка монеты разных стран. Дети определяют, какая
дорожка приведёт монеты в страну, где они живут:
КШ
|
БМ
|
СА
|
БИ
|
Красная шапочка
Бременские музыканты
Сестрица Алёнушка и братец Иванушка
Герои сказок подсказывают,
на какую дорожку должна свернуть монета.
4.
Гном
Эконом сообщает, что в каждой стране есть свой денежный знак. Во Франции –
франк, в Германии – марка, в США – доллар, в России - рубль. Деньги, какой –
либо страны называются валютой.
Книга «Путешествие рубля»
закрывается. Встретимся с ней в следующий раз.
«Домик – копилка»
(подготовительная группа)
Цель: расширить
представления детей о доходах и расходах подвести к пониманию сущности понятия сбережения
(накопления).
Задачи:
- расширить представления детей о
рациональном использовании денег;
- развить умение экономить;
-
сформировать
у детей представление о рациональности выбора материала, сформировать понимание
источников денежных накоплений;
-
воспитывать
начала разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами.
Материал: домик
– копилка, сказка «Три поросёнка».
Содержание:
Воспитатель обращает внимание детей на
необычный домик. Этот домик называют домиком
– копилкой.
-
Кто
в нём живёт? ( Деньги)
Да, живут в нём рубли и монетки.
Когда денежка входит в домик – доход
(«в дом ход »), а когда уходит – расход («раз и вышел»).
Воспитатель читает отрывок из сказки К.И.Чуковского.
А бывает ещё накопление
Без него проживёшь – нет сомнения.
Но какой же ты будешь бедняк,
Если сносишь последний башмак,
Чтобы лучше и легче жилось,
Чтоб спокойно и сладко спалось,
Поработаем дружно сейчас,
Создадим кое – что про запас.
-
Для
чего нужны копилки?
-
Зачем
люди копят деньги, делают запас?
Ребята, взяв домик – копилку, вместе с воспитателем
отправляются в путешествие по сказке «Три
поросёнка».
Ситуация № 1.
Цель: сформировать
у детей представление о рациональности
выбора материала.
Жили – были три брата, три поросёнка, и звали их: Ниф- Ниф, Нуф –
Нуф и
Наф –Наф. Заспорили как – то
поросята: из какого
материала можно построить
самый прочный дом.
Ниф – Ниф предлагает строить
дом из соломы, т. к. солома дешёвый
строительный материал.
Нуф – Нуф считает, что
дом можно построить
из прутьев, прутья
чуть дороже соломы,
но прочнее.
Наф – Наф считает строить
дом надо из
кирпича, это самый
прочный строительный материал.
·
О чём
спорят поросята?
·
Какие материалы
( ресурсы ) предлагает использовать
для строительства дома
каждый из поросят:
солому, прутья, камень,
кирпич, дерево?
·
Из какого
строительного материала можно
построить самый прочный
дом?
·
Как менялся
бы выбор материала,
если бы поросята
жили на севере, на
юге?
·
Как можно
назвать слово « материал »
по – другому?
Ситуация № 2.
Цель: расширить
представления детей о рациональном использовании
денег.
Долго спорили 3
поросёнка и наконец
решили построить большой
каменный дом. Взяли
они свои сбережения
и пошли в
магазин « Строительные материалы
» и
купили всё необходимое
для строительства: кирпич,
доски, цемент, гвозди и
разные инструменты. Потратили
поросята все деньги,
но были
очень довольны.
·
Как можно
назвать израсходованные поросятами
деньги?
·
Израсходованные деньги – это
доход? Расход? Прибыль?
·
Что такое
расход?
·
Почему поросята
остались довольны, ведь они потратили
все деньги?
·
Какое слово
запишем в экономический
словарик?
Ситуация № 3.
Цель: сформировать понимание источников
денежных накоплений; развить
умение экономить.
Пришёл однажды
волк к поросятам
в гости. Угостили его поросята
тор-том, напоили чаем
с вареньем. Волк
был очень доволен
и благодарил поросят.
Он собрался уходить,
но вдруг его
внимание привлекла красивая шкатулка. Волк
не удержался и
заглянул в неё,
а в шкатулке
- большое количество монет
разного достоинства.
- Откуда у
вас столько денег? – удивлённо спрашивает
волк.
- Мы
очень внимательно ведём
учёт семейных доходов
и расходов. Стараемся,
чтобы расходы не
превышали доходов, а
оставшиеся деньги откладываем
в эту копилку. – с
гордостью сообщили поросята.
·
Как называются
деньги, которые поросята откладывали
в копил-ку?
·
Как называются
оставшиеся деньги поросят: заработная плата, накопление, подарок,
сбережение?
·
Что такое
денежное накопление ( сбережение )? Когда
оно появляется?
·
Какое слово
запишем в экономический
словарик?
Комментариев нет:
Отправить комментарий